Катакомбы Святого Каллиста – это сохранившиеся, крупные христианские катакомбы в городе Рим. Они находятся в зоне Старой Аппиевой дороги. Ранее использовали их для захоронений. Речь идет о II-IV вв. Сохраняются внутри многочисленные фрески, надписи с той далекой эпохи. По них можно узнать о смерти и жизни членов христианской общины города Рима в I веке н.э.
Немного истории
Специалисты утверждают, что комплекс катакомб Святого Каллиста сформировали в течение нескольких веков – II-IV. Ранее в этом месте были зоны захоронений, потом расширили их, превратили в единую сеть. Такие преобразования произошли в конце 4 столетия. Базовое кладбище – катакомбы Каллиста, крипта Луцины, кладбища Св. Марцеллина, Марка, Бальбины, Дамасия. Поначалу вся ныне застроенная территория была в руках у частника, потом же она перешла в собственность служителей церкви, так как люди стали исповедовать христианство.
Римский епископ Зефирин отдал приказ об обустройстве кладбища для всех членов римской христианской общины. Диакон Каллист должен был заняться организационными и управленческими вопросами. Он должен был находить достойное погребение для каждого скончавшегося христианина. Если предполагалось захоронение бедного человека, деньги выделяла церковь. Каллист стал после кончины Зефирина преемником. Он принял решение о расширении и благоустройстве катакомб. Поэтому в сознании церковнослужителей принято связывать название комплекса с именем Каллиста.
Древние части катакомб
• Крипт Луцины;
• Секции, которые включают кубикулы Святых Таин, а также крипты Цецилии и Пап;
• Секции Св. Гая и Евсевия;
• Секция Св. Ливерия.
Как только появились катакомбы в Риме, так сразу же стали приписывать им двойственную роль служители церкви. С одной стороны они выступали кладбищем для погребения христиан, а вот с другой сюда стремились паломники, чтобы поклониться перед гробницами почитаемых мучеников. Древняя традиция гласит, что каждого мученика надо поминать литургией или чтением мученических актов. Люди приходили к гробницам и в другие дни, об этом свидетельствуют разнообразные граффити, т.е. молитвенные обращения к Святым. В четвертом веке появилось подземное кладбище, которое украшал папа Дамасий.
В пятом веке для Италии начинаются не лучшие времена. Здесь царствует хаос. Он был вызван падением Римской империи, а также падением/возникновением государств варваров. Жизнь Рима, а вместе с ним и Римской церкви, была сосредоточена внутри Аврелиановых стен. Если они выходили за их пределы, никто не мог гарантировать их безопасность. Поэтому-то в пятом-девятом веках вывезли из катакомб все мощи Святых. Потом стало небезопасно хранить граждан за пределами стен. В девятом веке катакомбы превратились в безжизненное и заброшенное пространство, и папа Пасхалий I потратил уйму времени на поиск мощей Св. Цецилии. Заново открыли их в 1854 г., а сейчас изучают их всесторонне.
|